fbpx
Перейти к содержимому

Кто есть кто в звукоиндустрии, и кем можешь стать ты

    Кто есть кто
    в звукоиндустрии,
    и кем можешь стать ты

    Илья Абраменко
    Выпускник Школы журналистики Голубицкого, автор блога Creative Sound

    Звукорежиссёр, саунд-продюсер, звукооператор, звукоинженер… Это разве не одно и то же? Почему так много профессий, связанных со звуком? Если между этими специальностями действительно есть разница, что же выбрать именно тебе?

    Действительно, тут не всё так просто. Тем не менее, этот клубок можно распутать. Я выделил для себя три направления: звукорежиссёр, саунд-продюсер (или “музыкальный продюсер”) и саунд-дизайнер (или “звуковой дизайнер”). Эти профессии не только вбирают в себя наибольшее количество видов деятельности, но и тесно сплетены друг с другом, хотя суть и разная.

    Давайте познакомимся с ними на реальных примерах.


    Звук делается разными людьми

    Все мы смотрим кино. Но обращали ли вы внимание на звук в фильме? 

    Если весь сеанс вы были погружены в просмотр фильма, прониклись его атмосферой и как будто сами прошли через сюжет вместе с главными героями, то отчасти это заслуга звукорежиссёра.

    Его задача — сделать так, чтобы звук в фильме, мультфильме, видеоигре, опере и во множестве других мероприятий и продуктов медиа, где он присутствует не выбивался из общей картины, но дополнял её. Добиться появления у потребителя эффекта присутствия.

    Однако работать в том числе приходится с уже готовым материалом.

    Хотя работа звукорежиссёра незаменима в записи музыкальных и звуковых партий, но их сочинение в его обязанности не входит.

    Итак, звукорежиссёр работает с тем, что уже было создано. Музыку, ясное дело, придумывает композитор. Но кто же тогда занимается созданием звукового оформления?

    Эта профессия называется саунд-дизайнер. Он записывает или синтезирует звуки, которые потом используют в самых разных жанрах медиа. Скажем, беззвучный взрыв в том же фильме смотрелся бы неестественно, ведь взрыв всегда подразумевает оглушительный грохот. Согласитесь, неестественность, конечно, если не является художественным приемом, выбивает из колеи и отвлекает от просмотра, хотя, на первый взгляд, кажется мелочью. А представьте, сколько таких мелочей в среднем насчитывает современный медиа-продукт!

    Кстати, если вы имеете опыт работы с виртуальными программами для создания музыки, или же секвенсорами, такими, как FL Studio, Ableton, Logic, то наверняка брали звуки для своих проектов из самых разнообразных сэмпл-паков и синтезаторов. Так вот, их создание — тоже работа саунд-дизайнера!

    Но и это ещё не всё. Осталось разобраться, кто такой саунд-продюсер.

    Ни в коем случае не путайте эту профессию с продюсером! Потому что они совершенно разные. Продюсеры занимаются продвижением готового продукта, следят за маркетингом и продажей, причём их зона ответственности, естественно, не только музыка, но и всё на свете, что можно продать.

    Саунд-продюсер работает над созданием аранжировки, записью артистов и доведением результата до товарного вида. На какое-то время он становится частью команды, курирует проект от самого начала и до победного конца.

    Иногда люди, выбравшие эту профессию даже выступает в роли психолога, мотивирующего исполнителя на создание новых композиций, настраивает музыканта на нужный лад.

    Конечно, не всегда масштаб работы саунд-продюсера настолько большой. Он может ограничиться только одной задачей. Например, сведением трека.

    Как видите, профессии действительно похожи друг на друга. Прежде всего общей целью – создать (или помочь создать) качественную звуковую составляющую, но добиваются они этого во многом по разному!

    Надеюсь, вы смогли определиться, что вам больше по душе. Представим, что уже определились. Тут возникает новый вопрос…


    Где учиться работать со звуком

    Куда на эти специальности идти учиться? И снова перед нами три варианта: курсы, колледжи и ДПО (дополнительное профессиональное образование), ВУЗ.

    ВУЗ: достоинства и недостатки

    Высшее образование в интересующей нас сфере можно получить только поступив на факультет звукорежиссуры, так как для других двух специальностей факультетов нет.

    Однако, изучив пристальнее учебные программы, можно сделать вывод, что вам даются знания, которые пригодятся в каждой из специальности, а в программы некоторых заведений включены отдельные блоки, посвященные саунд-дизайну и продюсированию. Пройдя обучение вы будете иметь общие навыки работы со звуком, что позволит вам работать в любой из трёх специальностей!

    Конечно, в высшем учебном заведении вы получите гораздо больше знаний, чем в любом другом, но они будут направлены больше на изучение теории: например, истории музыки и культурологии, чем на приобретение практическихе навыков.

    Безусловно, такие знания очень полезны, но скорее опциональны, чем обязательны.

    Среди недостатков предпочтения вуза, как формы обучения также отметим, что здесь требуются результаты ЕГЭ, который сдавать собираются далеко не все.

    Колледж: достоинства и недостатки

    На мой взгляд, намного выгоднее выглядит вариант поступления в колледж или на ДПО.

    В колледжах, конечно, требуется пройти творческое испытание и результаты ОГЭ, но велика вероятность найти школу вообще без вступительных экзаменов.

    Программа училищ зачастую представляет из себя урезанное образование в вузе. Она большей частью направлена на практику и получение профессиональных навыков.

    К сожалению, по окончании ДПО никакого диплома, кроме как о дополнительном профессиональном образовании, (и то, если вы до поступления к ним уже не получали диплом о высшем образовании) вы не получите. Однако, спешу вас успокоить, для успешной карьеры в звуковой индустрии в большинстве случаев он вообще не требуется. Работодатели, как правило, смотрят на портфолио (список проектов, в которых вы участвовали), которое, к слову, вы можете начать собирать уже на этапе обучения, а во многих заведениях вам в этом помогут!

    Курсы: достоинства и недостатки

    Курсы стоит рассматривать в большей степени как получение первого опыта или же, наоборот, способ приобретения более узких навыков после получения базы.

    Как вариант основного обучения курсы вряд ли подойдут из-за своего маленького объёма материала и практики. Но если есть возможность пройти качественный курс, её не стоит упускать.

    Обязательно обращайте внимание на общее время практики в учебной программе. По возможности старайтесь посещать заведения лично и тренировать свои навыки на профессиональном оборудовании. Качество звука стоит на первом месте, но хорошая аппаратура по карману далеко не всем.

    Наравне с получением новых профессиональных знаний стоит наработка клиентской базы. Не стоит стесняться заводить новые знакомства. Общение с людьми, как и в большинстве профессий, — путь к успеху.

    Конечно, я рассказал обо всём в общих чертах. Определиться конкретно, куда вы пойдёте, вам предстоит самим. Почитайте отзывы учеников и посмотрите портфолио выпускников. Обязательно посещайте открытые уроки и консультации в заведениях, которые вы рассматриваете для обучения. Задавайте интересующие вас вопросы.


    Что ещё важно помнить для работы в звукоиндустрии

    Изучая опыт специалистов я сделал ещё несколько выводов, которые могут оказаться вам полезны.

    В начале карьеры стоит браться за любую работу, которую вы осилите. Независимо от предлагаемой за неё цены, и тем более её престижности. Работа со звуком на каком-нибудь местном фестивале или продюсирование пока никому не известной музыкальной группы — отличная возможность отточить свои навыки и пополнить портфолио.

    Такие профессии, как звукорежиссер, саунд-дизайнер и саунд-продюсер просто идеально подходят для фриланса. Поэтому обязательно стоит завести анкеты на специализированных сайтах, например Kwork или Freelancehunt, создать профессиональную страницу в Инстаграме, да и просто предлагать свои услуги тем, кому они могут понадобиться.

    Самое главное для всех нас — не переставать учиться, получать новые знания и опыт, чтобы, во-первых, повышать конкурентные преимущества, а, во-вторых, чтобы работалось интереснее.

    По всему миру существует множество школ, университетов и курсов, а в интернете море литературы, лекций, форумов, продуктов медиа, из которых можно почерпнуть оригинальные идеи для своих проектов. Важно также уметь и не стесняться спрашивать более опытных коллег обо всём, что интересует.

    Конечно, не вся полученная вами информация окажется полезной. Она может быть некачественной, а может просто не подойти именно для вашей профессии. А иные знания зарыты так глубоко, что без труда не найти. Здесь я бы хотел предложить свою помощь. В этом блоге я планирую размещать разборы различных медиа, связанных со звуком, и рецензий на них. Обзоры книг, конспекты видео- и аудиолекций, разборы работ известных личностей в индустрии. Буду рад, если помогу вам узнать что-то новое на том интересном творческом пути, который вы выбрали!