fbpx
Перейти к содержимому

Семейный просмотр фильмов, или Как вы сами ограничиваете свой выбор

    Иван Колчанов


    Я всей душой люблю развиваться, причём разнообразно. C одной стороны, учусь в 10 классе физико-математического профиля, пишу олимпиады и создаю свои приложения под Android. С другой стороны, за плечами 10 лет музыкальной школы и любовь к фильмам как к искусству.

    Разнообразие интересов привело к тому, что для меня Школа журналистики стала важным способом узнать, на что я способен, и научиться новому.  

    И, мягко говоря, я был поражён! В обучении в деталях разбиралось множество тем: от прецедентных текстов и метафор до способов поиска, анализа и хранения информации, но главное, чему я научился: выбирать свою целевую аудиторию и подходящее ей авторское амплуа. Я стал лучше работать с информацией, открыл для себя полезные инструменты, а также узнал много нового о риторике и её применении.

    Да и редко где мне доводилось встречать такой подход к обучению! Хотя бы по тому, как Анастасия Юрьевна старалась везде помочь и всё объяснить. Видно, что преподавателям не всё равно. Конечно, вы не станете профессионалом за несколько месяцев, но при должном старании и интересе к работе занятия сильно ускорят ваше развитие. 

    Если подумать, то грустно заканчивать обучение, но нужно двигаться дальше. Как говорится: “the sky is the limit” или, на манер старого мультфильма Pixar: «Бесконечность – не предел».

    Семейный просмотр фильмов, или Как вы сами ограничиваете свой выбор


    «Семейные фильмы» – запрос, который вбивает в поисковик около 300 тысяч человек ежемесячно! Почти каждый заинтересованный пользователь ожидает увидеть подборку фильмов, которые «зацепят» всех участников просмотра. И при этом будут полезны детям. Причём разных возрастов… 

    Поиск фильмов, удовлетворяющих «общесемейным» запросам, зачастую превращается в головную боль! А иногда и вовсе становится поводом для ссор. 

    Но что если сделать ставку на процесс, а не на результат?

    Мне 16, моя семья – киноманы. И я считаю, что за совместным просмотром кинокартины практически любого жанра и «формата» можно провести время с пользой и удовольствием! Поясню.

    Для начала давайте честно ответим себе: что самое главное в семейном кинопросмотре?! Я считаю, что главное — всеобщая вовлечённость в процесс, так как именно она делает результат увлекательным и полезным! 

    Мало того, именно вовлечённость в процесс и является единственной причиной совместного времяпрепровождения. Потому что если человек не хочет в чём-то участвовать, то заставлять его по меньшей мере неприятно и контрпродуктивно.

    Как сказал о семейном просмотре кинокартин журналист, телеведущий и кинокритик Антон Долин: «Если вы чувствуете, что ребёнок делает что-то только из вежливости (или потому, что вы купили ему новую игру на приставку) — немедленно выключите фильм». 

    Есть распространённые причины, по которым родители отказываются от просмотра тех или иных фильмов вместе с ребёнком, считая их неподходящими. 

    Предлагаю рассмотреть основные причины, которые могут приводить к игнорированию по-настоящему отличных картин, – фильмов, достойных просмотра и способных донести до зрителя важную идею, несмотря на неоднозначность в некоторых моментах.

    В качестве главных причин родительских запретов по отношению к кинокартинам я выделил: 1) демонстрацию «неправильных» моральных ценностей; 2) нецензурную лексику и наготу; 3) нереалистичность происходящего; а также 4) показ насилия и вредных привычек.

    Начнём по порядку и постараемся объективно оценить вред всего вышеперечисленного для ребёнка.


    Демонстрация сомнительных моральных ценностей

    Современные фильмы уже выросли из детских штанишек начала прошлого века и снимаются на самые разнообразные темы, из-за чего и главные герои во многих из них являются неоднозначными. 

    В жизни характеры людей эволюционируют. Пока мы ещё дети, мир прост – хоть и полон «сказочных» событий, но плосок. Одни поступки мы считаем однозначно плохими, а другие определённо хорошими, добро побеждает зло. Потом истории усложняются: богатые, как оказывается, тоже плачут, а волк может оказаться в овечьей шкуре… Приоритеты и ценности меняются со временем и в различных обстоятельствах. 

    Таким же образом работают и авторские сюжеты. Детям необходимо познавать как плохие, так и хорошие стороны мира и поэтому «грустные» фильмы, например, необходимы им точно так же, как и весёлые. 

    Педагог и музыкант Дарья Великодная отмечает: «Меня, как и многих, зачем-то растили на сказках, где всегда все заканчивалось до одури хорошо, а потом-то я, конечно, сильно озадачилась реальным положением вещей. Памятуя об этом, хотелось по-другому сыну разъяснить относительно того, как все в жизни происходит. «Звездные войны» — сказка, где нет банальной победы добра над злом, а есть какая-то такая глобальная история их извечного противостояния, которая моему ребенку очень интересна…»

    Вспомним «Одержимость» Дэмьена Шазелла.

    «Золотой глобус», три премии BAFTA и три «Оскара». Когда ещё такое получали музыкальные драмы?.. (Нашумевший «Ла-Ла Ленд», кстати, тоже Шазелла). Это качественно снятая киноповесть о человеке, который решил пожертвовать всем ради успеха. 

    Простая история. Но тяжёлая. С возрастной маркировкой 16+, хотя оставляет в тягостных раздумьях даже умудрённого опытом.

    Некоторые сочтут эту историю мотивирующей. Однако большинство, уверен, воспринимает философию главного героя как «неправильную» и разрушительную. 

    Хотя это отличный повод поговорить с ребёнком о неоднозначности выбора героя! О важности размеренного, сбалансированного труда, не ломающего психику. О приоритетах и целях, о роли близких людей и общения в жизни каждого.

    В любом кинопроизведении важно обращать внимание не только на внешнюю сторону поступков персонажей, но и на то, что автор хотел раскрыть с их помощью, какие черты характера и поведения они отражают. 

    К примеру, «Форрест Гамп», срежиссированный Робертом Земекисом, (режиссёр наиболее известен по трилогии «Назад в будущее»).

    В оскароносной киноленте Земекис показывает жизненный путь «дурачка» Форреста, прошедшего сквозь всё вообразимое и невообразимое, достигшего везде успеха. 

    Главный герой наивен, глуп и бесхитростен, что обычно считается не самыми подходящими характеристиками для успешного человека.

    Но что же позволяет ему добиваться результатов? Очевидно, секрет успеха Форреста – упорство и оптимистичный настрой! Это хорошо отражено в культовых фразах фильма: «Жизнь – как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что тебе попадётся», и легендарное «Беги Форрест! Беги!»

    Автор картины доносит до зрителя простую, но важную идею: если смотреть на всё позитивно и никогда не сдаваться, можно справиться с чем угодно.

    Даже спустя 27 лет после премьеры, этот фильм заставляет людей спорить, несмотря на несложный характер главного героя. Что уж говорить о более неоднозначных персонажах из других кинокартин.

    Практически в любом человеке можно увидеть что-то хорошее, главное – внимательно приглядеться. Если же это не удаётся, то можно обратить внимание на все его недостатки и проверить, не присущи ли они вам!


    Нецензурная лексика и нагота

    Очевидно, что маленькому ребёнку от нецензурной речи или чужой наготы, мягко говоря, пользы мало. Если же дело касается подростка, то тут важен контекст. 

    Для погружения зрителя в канву фильма его авторы должны искусно создать персонажей и атмосферу – естественными и гармоничными, либо наоборот необычными, яркими, броскими, в зависимости от художественных задач. 

    В случае, когда обсценная лексика употребляется для создания образа, и автор не использует её чрезмерно, фильм никак не испортит подростка.

    Как считает вышеупомянутый Антон Долин: «Ребенок становится взрослым и готов видеть на экране всё лет в 13. Если в этом возрасте он сам боится и не хочет смотреть, допустим, «Сияние» — вы не настаивайте. Но если сам предложил «Давай посмотрим «Сияние»!», не говорите, что он еще не дорос».

    Главное – прислушиваться к ребёнку и уважать как его страхи, так и его интересы.


    Нереалистичность происходящего

    Третьей в моём «родительском антитопе» отмечена «нереалистичность происходящего» в фильме. 

    На самом деле для некоторых зрителей реализм в фильме очень важен и является критерием оценки качества кино.

    К примеру, фантастический эпос о космосе «Интерстеллар» (режиссёр Кристофер Нолан). Он получил хорошие оценки и главной его темой была сила любви, преодолевающая экстремальные обстоятельства . 

    Но отнюдь не всем фильм понравился. Многие оказались недовольны научной нереалистичностью картины, скурпулёзно придирались к деталям в описании сюжета и атмосферы. 

    Зрители имеют на такое восприятие полное право, но их настрой помешал получить от картины удовольствие. Точно так же, как и в художественной литературе, в кино авторы хотят донести мысль до аудитории, используя разные стилистические приёмы, – такие, как гипербола, например.

    Создатели киноленты погружают нас в очень необычный, нереалистичный мир, дабы не отвлекаться на привычные повседневные мелочи и поговорить о том, что они считают действительно важным. 


    Сцены насилия

    Выше я обозначил показ насилия и вредных привычек как одну тему, но хочу остановиться на первом подробнее. 

    Современное развлекательное кино (не считая, собственно, комедий) – это по большей части боевики, из-за чего у многих рождается категорическая неприязнь к рукоприкладству в фильмах. К счастью, не всё так однозначно. 

    Смерть – очень эмоциональное явление, от него нельзя ни убежать, ни как-то иначе скрыться. Все перед ней равны и все бессильны. 

    Даже не каждый взрослый нормально переносит демонстрацию насилия. Чувствительным натурам, очевидно, не стоит смотреть жестокие фильмы. Подростки же, не сильно восприимчивые к подобному, могут измениться в лучшую сторону при правильном выборе картины. 

    Вспомним фильм «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика с возрастным ограничением 16+.

    Поначалу сюжет картины кажется бессмысленным и несуразным, так как его первая половина происходит на «псевдовойне» – в странном, непонятном военном лагере. Главным для прибывших рядовых является сержант Хартман. Он издевается над ещё не окрепшими умами новичков, называет их ничтожными и утверждает, что главная цель любого из них – убивать. 

    В то же время мальчишки свято верят, что воюют за «свободу нации», уже и не помня причин конфликта. Всё это становится очевидным после переноса фильма на поле боя. Вся подготовка, полученная в лагере, забывается, и один за другим солдаты бессмысленно погибают. 

    Этот фильм не о героях и жертвах. Он о мальчишках, умирающих на войне ни за что. Поэтому именно подросткам и стоит его увидеть.

    Очевидно, что идейно такие кинополотна, как фильм Кубрика, нацелены на то, чтобы показать всю несостоятельность системы, «отвратить» и напугать зрителя. 

    В большинстве военных фильмов про героев или просто «хороших ребят», несмотря на все положительные качества, действующие лица убивают людей, что, откровенно говоря, тяжело назвать позитивным и правильным поступком.

    Из-за такого морально-этического диссонанса возникает вопрос: может ли картина о войне продемонстрировать нам пример невоинственного человека, но положительного героя? Да, может – отвечает на этот вопрос режиссёр фильма «По соображениям совести» Мэл Гибсон

    Кино повествует о медике, участвующем во Второй Мировой войне, и основано на реальной истории. Главный герой – идейный уклонист и отказывается брать оружие в руки, что, однако, не останавливает его от по-настоящему героических поступков.

    Попав на войну, он отказывается убивать, но при этом раз за разом «лезет» под пули, за очередным раненым. Главный герой несмотря на ужасы вокруг, ни на секунду не забывает, что является таким же человеком, как все, и не имеет право отнимать чью-то жизнь, что очень важно понимать любому члену общества.

    Важно заметить, что, хотя посыл фильма не несёт негатива, картина имеет возрастное ограничение 18+ в связи с гипертрофированными сценами насилия, из-за чего может показаться дикостью смотреть такое с подростком.

    На самом деле всё полностью зависит от самого ребёнка и, как я уже говорил, нужно лишь дать ему возможность определить рамки дозволенного самостоятельно.


    Сцены курения и употребления алкоголя 

    Думаю, взрослые не воспринимают курение как проблему, когда смотрят кино самостоятельно, но когда дело касается детей, то ситуация меняется. 

    Я мог бы вставить сюда цитаты из исследований, но с поиском вы прекрасно справитесь сами, поэтому сразу расскажу о результатах.

    Да, учёные действительно утверждают, что фильмы со сценами курения или употребления алкоголя увеличивают вероятность того, что моральной неокрепший зритель пристрастится к вредным привычкам. Но важно помнить один момент.

    Влияние масс-медиа и поп-культуры и рядом не стоит с влиянием на подростка близких ему людей. Поэтому в первую очередь нужно быть примером, а уже потом волноваться о том, что видит ребёнок на экране или мониторе.

    Мой отец курил, но бросил перед моим рождением. Именно благодаря такому отношению я решил, что никогда не возьму в руки сигарету.


    Главное в просмотре фильма с семьёй – это совместный подход. Когда все вовлечены в процесс, вы не думаете, что время было потрачено зря, вы делаете сам факт просмотра, получения совместных впечатлений и опыта максимально значимыми. 

    В заключение несколько советов из личного опыта. 

    Во-первых, где брать фильмы?

    Если вы плохо относитесь к идеям интернет-анархистов о том, что любая информация должна быть доступной и свободной (то есть к торрент-трекерам и прочим подобным ресурсам), то для вас отличным вариантом будет подписка на хороший онлайн-кинотеатр. Их сейчас много. 

    Мой выбор пал на «Кинопоиск» и даже после десятка лет активного просмотра кино, я всегда могу найти там что-нибудь новенькое. 

    Во-вторых, какие я могу посоветовать способы выбора фильма? «Теорию» мы обсудили, осталась практика. 

    Есть множество тематических ресурсов, оценивающих фильмы, у всех разный контингент посетителей и соответственно разное качество оценок и рейтингов: от профессиональных сайтов для кинокритиков до молодёжных форумов. Я ориентируюсь только на базу данных IMBD.

    Коротко говоря, если фильм имеет рейтинг на IMBD 7.0 и более, то он почти гарантировано неплох. Но это «правило» работает не всегда.

    Для того, чтобы отсеять большинство плохих кинопроизведений, можно использовать поиск в различных «топах» фильмов, проверяя оценки зацепивших вас.

    И, конечно, привлекайте к поиску и выбору всю семью! Внимательно слушайте и учитывайте мнение друг друга.

    Удачных совместных поисков и приятных киносеансов!