fbpx
Перейти к содержимому

Иван Царьков: Музыкальная цензура — никогда такого не было, и вот опять

    Иван Царьков

    НАПИСАТЬ АВТОРУ

    Стандартный человек 34 лет отроду. Получил образование по автоматизированным системам управления и защите информации. Сколько себя помню, работаю в сфере IT. Семейное положение: женат. Есть сын, который детский сад осваивать начал. 

    С отрочества увлекаюсь тяжёлой музыкой. В пассивном режиме коллекционирую литровые и поллитровые круханы. На учёте в полиции, у психиатра и нарколога не состою 🙂 Долг родине не отдавал — в военкомате по зрению забраковали, хотя целый год успел походить на военную кафедру.

    Стараюсь быть всегда на позитиве, но иной раз охота свалить на другую планету 🙂

    О журналистике и писательстве никогда не помышлял, но по роду деятельности так сложилось, что записался на данный великолепный курс. Об авторах курса А.Ю. Бондаренко и С.М. Голубицком раньше не слыхал. Много нового узнал! И как айтишник, и как просто человек. 

    Интеллект-карты, скорочтение, анафоры, анадиплосисы и перифразы, авторские амплуа, позы и гора других страшных, но полезных слов… Я бы даже сказал, что данная школа даёт +50 к мудрости! Ведь всегда полезно не только чему-то новому поучиться, но и просто поговорить с умными людьми!

    Подумываю не бросать литературную журналистику по окончании учёбы, а хоть понемножку что-то где-то писать в интернетах.


    МУЗЫКАЛЬНАЯ ЦЕНЗУРА:

    никогда такого не было, и вот опять


    Цензура существовала всегда. С разными целями, под разными предлогами запреты исходили от самых разных влиятельных личностей. Первым делом, конечно, запреты в сфере культуры.

    Ещё Платон, живший в Древних Афинах, в своих трудах предлагал определённый музыкальный контроль: «эти лады подлежат изъятию… Они негодны даже для женщин, которые должны быть благоразумны, не говоря уже о мужчинах».

    Предисловие к списку рекомендованных для чтения книг в философском «Изборнике Святослава» (1073 год!) гласило: «Чтобы не прельститься ложными книгами — ведь от этого бывают многие безумные заблуждения — прими этот мой избранный любочисленник (‘список’) повествовательных книг. Тем самым имеешь всё, что же кроме того, то не в их числе».

    Более близкий к нашему времени Пётр I в открытую выпустил первый цензурный указ, причём сразу грозивший смертельным исходом: «Кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и  намерение презирать и непристойным образом о том разсуждать будет, оный имеет живота лишён быть, и отсечением главы казнён» («Артикул воинский», 1715).

    В памяти нынешних поколений сохранились гораздо более свежие примеры запретов. С печатным словом в XX веке, положим, всё ясно, посмотрим внимательнее на надзор музыкальный.

    Рок в СССР, как известно, был подпольным, поскольку позиционировался как враждебная западная культура, в репертуаре которой содержатся «идейно вредные произведения». Однако и за рубежом не везде было спокойно. 

    Популярную «жёлтую музыку» в Китае коммунистическая партия ассоциировала с интимом, а потому запрещала. На жанр было наложено вето вплоть до китайской культурной революции.

    Трагические события 9/11 в США послужили причиной пересмотра значения некоторых музыкальных композиций. “Knockin’ on Heaven’s Door” в исполнении Guns N’Roses и Боба Дилана, некоторые песни AC/DC, даже The Beatles, как и многие другие попали под табу американских медиа-компаний.

    Даже у могущественной верхушки нацистской Германии был свой «страх»  — в лице джаза! Сей жанр именовался «негритяно-еврейской» или «дегенеративной» музыкой, а всё, что касается африканцев и евреев, считалось у «чистой расы» недопустимым.

    Секс-контроль и Тараканы

    Но то всё былое. И хотя, как говаривал Максим Горький, «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», ещё важнее внимательно посмотреть на наше с вами время и место.

    Проблемы у отечественных мастеров песенного жанра появились с самого рождения Российской Федерации.

    В начале 1990-х у знаменитого «Мальчишника» возникли сложности. Хотя и приглашали ребят на центральные каналы, но транслировать откровенные композиции не разрешали. 

    Кстати, вы знали, что песня «Секс-контроль» попала в список экстремистских материалов в 2011 году?! Такая вот «слава» пришла в ансамбль, когда его почти уже нет.

    В «лихие 90-е» к лидеру группы «Пилот» заявлялись силовики с досмотром текстов песен. А у знаменитых вульгарных сатанистов Satarial зачались проблемы с концертной деятельностью. На их шоу с элементами оккультизма и эротики стали захаживать хранители правопорядка. С такими гостями show must go on не получался.

    Чуть позже срывались концерты у «Чайфа». Казалось бы, спокойные, хорошие мужики. Но нет! Муниципалитет Ульяновска прозрачно намекнул, что «музыканты нарушают моральные устои города». Хотя официальной причиной была названа… только вдумайтесь в это: невозможность обеспечивать безопасность на концертах, «поскольку большая часть местной милиции находится в настоящее время в Чечне».



    Показательный инцидент произошёл с лидером группы «Последние Танки в Париже» Алексеем (Лёхой) Никоновым. Во время выступления в Выборге в 2001 году он прочёл стихотворение со строками критики в адрес действующего президента. Концерт моментально закончился, а вокалиста уволокли со сцены сотрудники милиции. Отпустили его в тот же день, благодаря постановочной шумихе с журналистами у стен отделения МВД, которую оперативно организовали оставшиеся на воле музыканты группы. 

    Арест главного «танкиста» Никонова — яркий пример двух фактов. 1. Цензуры как бы нет, но получить за критику власти можно от представителей правопорядка легко. 2. Представители правопорядка боятся огласки своих действий с «оттенком» незаконности.

    В 2002 году бывшему руководителю стольного града не по душе пришлись произведения группы «Ленинград». Поговаривают, указ был «Концерт отменить, виновных наказать». 

    Музыкальный фестиваль, организованный панк-группой «Тараканы» годом позже, распустил ОМОН. Без объявления войны, так сказать. Типичный пример того, когда «просто пришли», «просто всех разогнали», а причины не называли. 

    История с «Тараканами»  — ещё и образец заштампованного мышления. До сих пор бытует стереотип, что если некто поставил ирокез, нацепил косуху и поёт так, словно сильно хочет жрать, — то это отброс человечества и гнать его надо влажными тряпками. 

    Благо, здравомыслие осталось у публики: «Иногда мне кажется, что быть панком в современной России означает не ругаться матом, вести здоровый образ жизни и быть образованным человеком», гласит народный башорг.

    Олег Михайлович Газманов! Заслуженный артист Российской Федерации! Народный артист Российской Федерации! Семикратный обладатель Национальной Российской премии «Овация»! Даже заслуженный артист может заслужить свою порцию цензуры. Не пускали в эфиры композицию «Новая заря» с 2005 года, с момента появления её на свет. 

    Видали, как стены Кремля трансформируются в элитные особняки благодаря усилиям власть имущих? Если нет, посмотрите газмановский клип обязательно. Всегда же соблазнительно глянуть запрещёнку.



    В 2010 году отметились проблемами Noize MC и группа «Психея». Срывали их концерты «делегаты» от родной милиции. Оскорблять представителей исполнительной власти всегда было чревато. Зато узнав, как извинился  Noize MC, я залился аки конь!

    Меня отлично кормят, со мной хорошо обращаются,
    Натуральный санаторий: ну как же тут не раскаяться?
    Благодарю за 10 суток в раю и вдохновение,
    Ещё раз прошу: примите мои извинения.

    Сатанисты под обстрелом

    Случаи запретов и срывов 10–15 лет назад ещё единичные, хаотичные. В дальнейшем начинает проявляться некое «упорядочивание» цензуры под предводительством религиозных адептов и особо рьяных патриотических движений. В периодичности блокировок и в отборе «проблемных» жанров просматривается системность.

    Не забыта обида за нападки на металл в 2014–2016 годы! Помните? Я хорошо помню! 

    С Божьей помощью, а также закидыванием яйцами, бомбардированием письмами в прокуратуру, отключением электричества в клубах и акциями в день проведения концертов были заблокированы многие уважаемые коллективы.

    Мэрилин Мэнсон в 2014-м не смог выступить в Москве. Летевшие в певца «белковые снаряды» не влияли на отмену шоу, а вот ложные сообщения о минировании площадки — повлияли. Околотеррористические методы появились в арсенале противников металла.

    В том же году пострадал польский Behemoth. Ответственность за срыв концерта в Екатеринбурге взяла на себя ФМС РФ: визы не кошерные у музыкантов оформлены. 

    У меня лично сорвался культурный вечер с посещением долгожданного концерта металлистов Cannibal Corpse. Аккурат в день мероприятия начались проблемы на площадках. В запланированном клубе действо не состоялось по непонятным причинам; в другом месте, куда срочно перенесли мероприятие, — внезапно отключили электроэнергию.



    2016 год ознаменовался отменой концерта группы Batushka — опять, кстати, досталось полякам. Инициатором запрета стало одно из многочисленных религиозных обществ. То ли Всевышний реально помогает ревностным рабам, то ли их уважила прокуратура, которую закидали требовательными письмами.

    Кстати, куда подевался весь пыл активистов после столь успешных сражений с «сатанистами»? Подобные коллективы продолжают колесить по стране и выдавать отличнейшие выступления. «Гниющая плоть» (Septicflesh), «Напалмовая смерть» (Napalm Death), «Чёрный шабаш» (Black Sabbath). Смотрите, какие страшные, и до сих пор не запрещённые названия! Халтурите, господа-запретители!

    В ряду нападок на тяжёлую музыку особо выделяется небезызвестный Rammstein. Сколько же было упрёков, заявлений и телодвижений для блокировки группы в РФ!

    Зачастую обыватели слишком поверхностно оценивают творчество этого коллектива. Увидели неприличный жест на концерте или в клипе — сразу поднимают паническую заботу о моральном облике общества. Даже не пытаются посмотреть перевод песни, не говоря уж об осмыслении поднимаемой в композиции проблемы с учётом лингвокультурных особенностей немецкого языка. А у кого-то просто «пригорает» за композицию “Moskau” 🙂

    Ни депутаты, ни поклонники религиозных конфессий, ни прочие «заботливые» персонажи не сумели сорвать концерты Rammstein. Срывали, срывали, да не «высравили» 🙂 И анонимная угроза террористического акта в августе 2019 года не повлияла на выступление немецких тяжеловесов. По решению администрации стадиона приостановки концерта не было, эвакуация не проводилась. Может, сам Водан хранит их покой?..

    Когда запрещать нельзя, но очень хочется…

    Следующая волна запретов прокатилась по России в 2018 году. Во многих СМИ муссировалась серия концертных блокировок артистов, представляющих жанры рэп и хип-хоп. Монеточка, Хаски, Элджей, Бахтияр Мамедов ака Jah Khalib, Френдзона. 

    Если обилие мата и пошлостей у некоторых исполнителей ещё как-то оправдывает действия борцов за моральные устои, то к чему запрещать концерты IC3PEAK — непонятно. Разве что за критику слуг народа. Да не, не может быть! Статья 29 Конституции РФ однозначно даёт свободу мысли и слова, включая свободу массовой информации, цензура запрещается.

    Или с 18 марта 2019 г. «не всё так однозначно» и власть критиковать нельзя? «Явное неуважение», «оскорбление чувств», «недостоверная информация  по социально значимым вопросам» — не нужно быть юристом, чтобы усмотреть широчайшую размытость подобных формулировок в законодательстве.  

    С каждым годом законотворческими инициативами всё усиливается «безопасность» нашего бытия, а перлюстрация личной жизни граждан всё более откровенна. Появились ограничения вокруг свободы  вероисповедания. Всё сильнее сжимается кольцо интернет-доступности. Мирные акции протеста легко «превращаются» в агрессивные, которые скоропостижно разгоняются.

    Концертная деятельность не исключение и регулярно попадает под «горячую руку» цензуры. Может, и не горячую вовсе, а холодно расчётливую? Появляется ощущение, что и творчество в целом, и музыку в частности, снова пытаются взять в тиски тотального контроля.

    Надеюсь, периодические «всплески» музыкальных запретов — это лишь самодурство отдельных индивидов, а не проверка общества на прочность: уже можно легализовать цензуру или народ пока сопротивляется.